Я имею право

Здравствуйте! Вы можете задать мне любой вопрос в области права или другой интересующей вас темы через форму "Электронное обращение". Вы можете не бояться, что вас узнают, все абсолютно анонимно. И в скором времени получите ответ на свой электронный адрес))


Вы также можете получить информацию здесь:

Детский правовой сайт

ЮНИСЕФ в Беларуси

Права и дети в интернете



Ответственность родителей за воспитание и содержание детей

Уважаемые родители!

Нет ничего более ценного для каждого родителя, чем благополучие ребенка и его безопасность.
Семья для ребенка является первым институтом социализации. Именно в семье он получает первые навыки общения с окружающим миром, «впитывает» правила поведения и нормы, установленные в обществе.
Ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь.  Существует административная, уголовная и гражданская ответственность.

В статье 32 Конституции Республики  Беларусь  указано, что: «Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию».

Ответственность семьи за ребенка закреплена и статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»: «Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.Законные представители обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами».

Статьей 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища.
В случае неисполнения таковых обязанностей предусмотрена ответственность обоих родителей в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двух базовых величин.
За те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наступает ответственность в виде  штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

Частью 5 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» закреплено, что: «В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их замещающих.

Ответственность в данном случае  наступает по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления.
За его совершение  предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или  штрафа в размере до десяти базовых величин.
За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, предусмотрено взыскание  в виде  штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.
При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей.

Согласно статьи 943 Гражданского кодекса Республики Беларусь материальный или моральный вред, причиненный действиями несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению непосредственным причинителем вреда.
Законные представители этого лица, несут ответственность в том случае, если у несовершеннолетнего нет достаточного заработка или имущества для возмещения вреда.
Обязанность родителей (усыновителей, попечителя) по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия, либо в случае, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

Также следует учитывать, что в соответствии со статьей 944 Гражданского кодекса Республики Беларусь ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, может быть возложен судом на родителя, лишенного родительских прав, в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.


Кроме обязанности заниматься воспитанием ребенка, родители обязаны и содержать его.


Статья 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении.
В случае уклонения родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей может бытьназначено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.
За уклонение родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, предусмотрено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.
По ч.3 ст.174 УК, за вышеуказанные деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении,наступает ответственность в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок от одного года до трех лет, или лишение свободы на срок до двух лет.
К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей.
Именно поэтому статьей 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь введена ответственность за оставление в опасности.
За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет.
В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние,– наступает уголовная ответственность  в виде  ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет. 

Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь, в том числе Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», в соответствии с которым, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

Уважаемые родители!


Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, воспитать его достойным гражданином нашей страны.





СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
УМЕЕМ ЛИ МЫ ГОВОРИТЬ С НАШИМИ ДЕТЬМИ
“Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований.
Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен.” ЯНУШ КОРЧАК
Уважаемые родители!
У Вас растет дочка, или сын, или несколько детей, а, может быть, уже и внуки. И мы вряд ли ошибемся, сказав, что если не в первый год после рождения, то немного погодя Вы не раз задумывались о том, каким вырастет Ваш ребенок. Вы хотели, чтобы он стал, если не обязательно красивым, то непременно счастливым;
Вы мечтали,
·  чтобы мальчик вырос смелым, мужественным, стойким, трудолюбивым, образованным, ответственным;
·  а девочка –– обаятельной, доброй, внимательной, чуткой, отзывчивой; умной;
·  чтобы каждого ждали успех в учебе и работе, удача в делах, любовь и счастье в семейной жизни.
Если Ваши надежды сбылись, мы рады за Вас. Если же что-то не сложилось, то давайте вместе порассуждаем, отчего так произошло.
Дети растут быстро. Только первый год жизни тянется долго, а затем время ускоряет бег и вот уже детский сад, школа, институт… И в каждом возрастном периоде у ребенка возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими. Кроме того, детям свойственно задавать всякие “неудобные” вопросы. Как отвечать на эти вопросы, у кого спросить совета, как реагировать на ту или иную ситуацию и вообще, что с ним происходит? Вы часто ищите решение и не всегда находите его. А иногда Вас терзают сомнения в правильности сделанного шага. Тогда эта памятка для Вас.
Итак, попробуем охарактеризовать наиболее специфические для каждого возрастного периода особенности и наметить план действий. Эти периоды будут выделены в самом общем виде, мы будем говорит о дошкольниках, младших школьниках, подростках и старшеклассниках.
1. Дети 3-6 лет, по мнению ученых, переживают 1-й возрастной кризис, начиная ощущать себя автономными от матери, что выражается в позиции “я сам”. При этом они
·  находятся в постоянном движении;
·  отличаются романтической привязанностью к родителям;
·  не делают различий между реальным миром и миром фантазий;
·  стремятся удовлетворять свои желания и потребности вне зависимости от мнения окружающих;
·  пытаются обращать на себя внимание, высказать свое мнение, как говорится, “везде вставляет свои 5 копеек”;
·  испытывают разные страхи и выдуманные беспокойства;
·  интересуются: “Откуда я появился(лась)? А где я был(а) раньше?”;
·  из игр предпочитают дочки-матери, копируя при этом своих родителей и одновременно моделируя поведение в своей будущей семье.
Как следует общаться с ребенком:
·  жалейте и любите своего малыша, ласкайте, целуйте и обнимайте;
·  помогайте ребенку все делать самому;
·  проявляйте отзывчивость к его идеям; откладывайте свои дела и внимательно слушайте, как только у него появляется желание с вами поговорить;
·  растите его свободным, но учите считаться с интересами окружающих. Останавливайте, если он бесцеремонно вмешивается в разговоры взрослых, не бойтесь показать свой гнев, если он вызван серьезным проступком ребенка;
·  наблюдайте за играми ребенка и не отказывайтесь участвовать в них. Это первая и очень хорошая школа жизни: по играм можно определить, какие проблемы возникли у ребенка, как он предпочитает их решать и каким впоследствии станет семьянином, работником, другом;
·  на все вопросы, даже “неудобные”, отвечайте честно и откровенно. Если Вы “найдете” ребенка в капусте, или его “принесет аист”, то потом Вам будет сложно научить ребенка говорить правду, ибо Вы уже подали ему нежелательный пример.
Никогда
·  не опекайте ребенка излишне;
·  не заостряйте внимания на детских ссорах;
·  не используйте угрозы для достижения результата;
·  не наказывайте за качества личности, а только за действия;
·  не прибегайте к физическим наказаниям. Применяя насилие, можно быстрее добиться цели, ибо не придется долго объяснять и доказывать свою правоту: повысил голос, ударил и готово. Но что Вы будете делать, когда он вырастет?!
2. У ребенка 7-10 лет появляется ответственное и трудное занятие –– учеба, а самым большим авторитетом становится учитель(ница). Кроме того, для детей этого возраста характерны
·  копирование своих родителей в интонациях, поведении, отношении к окружающим;
·  буйный расцвет фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном по образу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору;
·  стремление к присваиванию особо притягательных чужих вещей;
·  формирование первоначальных представлений о собственных правах;
·  повышенный интерес к исследованию своего тела, фиксация внимания на различиях между мальчиками и девочками;
Как следует с ребенком обращаться
·  помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний;
·  дайте возможность реализовать свое право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов;
·  узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребенка, познакомьтесь с их родителями;
·  аргументируйте свои требования к ребенку, предъявляя их в форме, “что вы желаете от ребенка, а не то, чего вы не хотите”;
·  обсуждайте с детьми проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к супругу на собственном примере и не стесняйтесь проявлять нежность в присутствии ребенка.
Никогда
·  не ревнуйте к авторитету учителя;
·  не требуйте от ребенка того, к чему он не готов по возрасту;
·  не давайте негативных оценок личности или характера ребенка;
·  не сравнивайте своего ребенка с другими, отдавая предпочтение последним;
·  не отдавайте ребенку распоряжений, выполнение которых не обязательно.
3. Подростков 11-14 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом 2-го кризиса. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам свойственны
·  тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
·  частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;
·  повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
·  стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;
·  отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;
·  падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
·  демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.
Как следует обращаться с подростком:
·  помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
·  выделяйте деньги на карманные расходы;
·  в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
·  объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
·  учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;
·  будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.
Никогда
·  не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;
·  не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;
·  не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;
·  не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не нравится;
·  не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;
·  не ревнуйте сына или дочь к друзьям, привечайте их в своем доме и старайтесь познакомиться поближе;
·  не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся Вам не по душе.
В 15-18 летнем возрасте молодые люди уже пытаются определиться по многим важным позициям:
·  их дружеские связи становятся крепкими и могут сохраниться до конца жизни;
·  в учебной деятельности начинают проявляться профессиональные склонности и интересы;
·  взрослые вновь становятся значимыми фигурами, но уже в зависимости от личностных качеств;
·  большое значение придается поиску объектов подражания и поклонения;
·  интимные переживания приобретают главенствующую роль и могут на время затмить все остальные интересы и увлечения.
·  Как следует с ребенком обращаться
·  делитесь с ними удачами, успехами и проблемами, спрашивайте совета;
·  давайте в доме пристанище ребенку и его компании;
·  будьте готовы к тому, что Ваш повзрослевший ребенок вступит в интимные отношения или приобретет вредные привычки;
·  в случае возникновения серьезных проблем, помогайте своим детям найти выход, убеждайте, что есть люди с другими, предпочтительными интересами;
·  доказывайте ребенку, что он(а) обладает хорошими качествами, которые следует активно развивать.
Никогда
·  не навязывайте свою волю в выборе друзей, внешнего вида (прически, одежды, макияжа и пр.), определении поля деятельности для самореализации, в том числе профессиональной;
·  не принуждайте сына или дочь к откровенности; если Вы не будете “давить”, то они сами придут к Вам со своими проблемами;
·  не делайте трагедии из получения раннего (на Ваш взгляд) сексуального опыта, а помогите справиться с постигшим разочарованием или с необходимостью прибегнуть к помощи врача.
Помните, что дети учатся жить у жизни:
·  Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
·  если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
·  если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
·  если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
НО
·  если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
·  если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
·  если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
·  если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
·  если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Каждый ребенок имеет право
·  просить о помощи и эмоциональной поддержке;
·  иметь собственное мнение и убеждения;
·  совершать ошибки, пока не найдено правильное решение;м
·  говорить “нет, спасибо”, “извините, нет”;
·  побыть в одиночестве, даже если другие хотят его общества;
·  добиваться перемены договоренности, которая его не устраивает.
Вместе с тем ребенок не обязан:
·  быть безупречным на 100%;
·  любить людей, приносящих ему вред;
·  извиняться за то, что был самим собой;
·  выбиваться из сил ради других;
·  чувствовать себя виноватым за свои желания;
·  выполнять неразумные требования;
·  нести на себе тяжесть неправильного поведения своих товарищей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий